Взаимоотношения гуру и ученика. Часть 2
Эссе Его Святейшества Шачинандана Свами
Ответственность отвечать
Отношения — это улица с двусторонним движением. Любые взаимоотношения подразумевают взаимность. В отношениях с гуру мы должны не только слушать его лекции и наставления, но также, используя разум, применять их в жизни.
Самое лучшее, чем мы можем ответить на доброту нашего духовного учителя, — это тщательно поддерживать духовные стандарты и возвышать других, передавая им то, что услышали от него. (1) Порой у нас появляется возможность дать духовному учителю что-то материальное, потратить время для него — и это также ценно, (2) однако, если мы пренебрегаем практикой, которой учит нас гуру, мы не даем ему то, чего он ждет больше всего.
Шрила Прабхупада часто не принимал никаких материальных подарков от учеников, которые не следовали практике. Духовному учителю нужны не наши материальные подарки, но наша способность откликаться на его философию и следовать ей.
Что делать, если мы стали замечать недостатки в нашем духовном учителе?
Если вы заметили в духовном учителе что-то, что показалось вам недостатком, не набрасывайтесь на него с обвинениями.
Все недостатки, которые мы видим в других, — это, по большей части, проекции наших собственных изъянов. В природе человека — приписывать другим свои собственные мотивы и взгляды.
Однако, когда мы приближаемся к людям более зрелым духовно, чем мы, наши предположения почти всегда будут ошибочными. Поэтому еще раз приглядитесь с уважением к тому, что делает учитель.
Особенно легко ошибочно воспринять мотивы духовного учителя, когда он поправляет нас.
Вспомните Чингиз-хана, который убил своего любимого сокола, когда тот клювом опрокинул чашку с водой из его рук. Лишь потом Чингиз-хан понял, что вода была отравлена, а сокол хотел спасти его.
- Духовный учитель видит больше, чем мы. Его поступки основаны на информации, недоступной для нас. Поэтому следует проявлять осторожность и не критиковать по поводу и без повода. В наш век так просто найти недостатки во всем и вся.
- С другой стороны, невозможно закрывать глаза на тот факт, что в наши дни множество учителей поддались мирским соблазнам и влияниям.
Список учителей, которые разочаровали своих последователей, к сожалению, больше, чем кто-либо мог или имел право предполагать. Поэтому мне хотелось бы снова повторить эту важную мысль: выбирайте учителя со всем тщанием и разумом. И, прежде чем решиться следовать тому или иному учителю, надо быть полностью убежденным в его добросовестности.
Обратитесь в молитвах к
Кришне, чтобы Он подсказал вам правильное решение. Затем познакомьтесь поближе с тем, кого хотите выбрать духовным учителем, чтобы понимание его мотивов основывалось на любви, а не на материальном психоанализе.
В поисках руководства или в поисках внимания: принципиальные отличия
Лучше всего строить отношения с духовным учителем на основе реальных ожиданий. В «
Шримад-Бхагаватам» (3.25.20)
Шрила Прабхупада говорит об эффекте общения с настоящим садху (святым или гуру) и о том, чему же садху хочет научить нас:
«
Привязанность к преданному — это привязанность к служению Господу, потому что садху учит тех, кто с ним общается, как стать преданными Господа, как поклоняться Господу и искренне служить Ему. Таковы блага, которые приносит общение с садху. Если мы хотим общаться с садху, то должны ожидать от него не советов о том, как улучшить свое материальное положение, а наставлений, которые помогут нам разрубить узел материальных привязанностей в сердце, избавиться от их оскверняющего влияния и прогрессировать в преданном служении Господу. Таков результат общения с садху».
Несмотря на то, что мы можем страстно желать обрести дары садху, все же мы сталкиваемся с двумя фундаментальными потребностями каждого человека:
любить и быть любимыми.
Часто в отношениях с духовным учителем вторая из этих потребностей начинает возобладать. Мы просто хотим, чтобы он нас любил. Он должен нас замечать — в доказательство того, что мы для него особенные. Если этого не происходит, мы чувствуем себя уязвленными. Желание быть замеченным зачастую в основе своей имеет эмоциональную незащищенность, и, если духовный учитель не каждый раз обращает на нас внимание, мы сразу чувствуем себя отвергнутыми. В этом случае любовь, которую мы питаем к духовному учителю, может смешаться с желанием манипулировать им: все наши поступки станут сводиться к тому, чтобы обратить на себя его внимание.
Конечно, мы не сделаны из камня. Это в порядке вещей — и даже желательно — испытывать эмоции в отношениях с гуру. Может, духовный учитель был в отъезде, и мы сильно скучали. В этом случае мы постараемся встретиться с ним по приезду. Мы можем стремиться к тем редким моментам, когда гуру дает нам личные наставления или просто делится своим пониманием
сознания Кришны. Но все же мы не должны забывать, что отношения с духовным учителем призваны наполнить нас духовной энергией и рассеять материальную иллюзию. Мы слабы и порой выражаем не духовные эмоции, а что-то другое, когда приближаемся к духовному учителю. Мы не видим его доброту во всех его поступках по отношению к нам, особенно когда он решает не давать личных наставлений или избегает общаться с нами. Но
Кришна привел нас в семью нашего духовного учителя ради одной цели — обучиться тому, как покинуть этот мир ложных учений и вернуться в наш вечный дом. И для того, чтобы действовать в соответствии с этой задачей, надо всегда помнить о том, что` важно, а что` нет. Такое глубокое понимание возникает в тот момент, когда нам очень и очень хочется достичь совершенства, пока еще далекого от нас.
Мы идем к духовному учителю для того, чтобы научиться применять в жизни вечные наставления
Господа. Не для того, чтобы потешить свое эго, но чтобы избавиться от невежества и самовлюбленности. Поэтому долг духовного учителя состоит не в том, чтобы утолять наш эмоциональный голод, а в том, чтобы вести нас на пути к полному
сознанию Кришны.
Для ученика важно научиться различать между необходимостью эмоциональной уверенности и необходимостью духовного возвышения
Все необходимое внимание мы можем обрести в хорошем общении с друзьями и т.п. Духовный учитель не станет всеми, кто нам нужен в материальном мире: матерью, отцом, другом, мужем, советником. Обычно у нас много друзей и родственников, которые играют все эти роли. Конечно, гуру подобен родителю, но он духовный отец, а не искусственная замена материальному отцу. Это очень больные вопросы, и я пишу о них, поскольку часто замечаю, как ученики пытаются проецировать свои потребности в разнообразных взаимоотношениях на гуру и разочаровываются, обнаружив, что их гуру не тот, за кого они его принимали.
Забота и руководство духовного учителя происходит на различных уровнях и принимает различные формы. Все наставления в этом вопросе сводятся к одной простой истине:
надо стремиться к тому, чтобы отношения строились не на увиденном, а на услышанном.
Именно наставления гуру ведут нас, образуют наш характер и возвышают нас, а не внешние знаки внимания: улыбки, хлопки по плечам или подарки.
Среди учеников всегда будут те, кто работает и служит рядом с духовным учителем, и те «бесшумные труженики», которые находятся далеко от духовного учителя, но тем не менее также служат ему. И те и другие равно дороги духовному учителю. Даже бывает, что бесшумные труженики более дороги ему. Секрет в том, что взаимоотношения гуру и ученика духовны по природе:
Кришна знает, чем живет ученик, и
Он рассказывает об этом духовному учителю
Своим трансцендентным способом.
Поэтому взаимоотношения не ограничены временем или физической удаленностью.
Также обиды могут возникать, когда гуру отчитывает ученика. Ученик трудится не покладая рук, и вдруг такое! Он думает: «
Почему мой духовный учитель находит только недостатки во всем, что я делаю? Разве он не знает, как серьезно я отношусь к своей духовной жизни и порученному мне делу?»
Но в действительности надо радоваться, когда духовный учитель указывает нам на недостатки, ибо в этом проявляется его забота. Хороший ученик с удовольствием слушает советы духовного учителя и его предостережения.
Однажды
Шрила Прабхупада отругал
Гирираджу Махараджа. После этого все вышли на утреннюю прогулку — дело было в Бомбее, на пляже в Джуху. Настроение у
Гирираджи Свами было прескверное. Но вот он слышит, как
Шрила Прабхупада цитирует какой-то санскритский стих.
Прабхупада переводит два слова в этом стихе:
анатха и
санатха.
Натха значит «хозяин»,
а-натха, соответственно, «без хозяина», а
са-натха — «с хозяином». Цель жизни, говорит
Шрила Прабхупада, просто в том, чтобы стать
са-натхой.
Прабхупада показывает на упитанного джентльмена, ведущего на поводке по набережной такую же упитанную собаку. Джентльмен шагает энергично и уверенно, и так же энергично и уверенно переставляет лапы его любимица.
Прабхупада говорит, что каждая собака мечтает о добром хозяине. С хорошим хозяином собака будет счастлива; она знает, что хозяин накормит и защитит ее, поэтому она ни о чем не беспокоится. Но бездомный пес, —
Прабхупада продолжает рассуждать: «
У несчастного пса нет хозяина. Поэтому страданиям его нет конца».
Гирираджа Свами вспоминает: «
На этих словах Шрила Прабхупада останавливается и с силой втыкает в песок свою трость. Я шел в самом конце, но он отыскивает меня взглядом и с любовью и состраданием смотрит в мои глаза: „
Вот почему мы должны быть са-натха, под защитой, а не анатха, сиротами. У нас должен быть учитель, и мы должны быть без остатка преданны ему. Лишь тогда мы будем уверены в его защите и будем всегда счастливы“».
Учитель может перенаправлять усилия слуги — иногда довольно жестко — но он защитник ученика, он всегда будет защищать ученика от сил внешней материальной природы, которая всех сбивает с толку.
С пожеланиями удачи и огромной духовной силы, Шачинандана Свами.
Продолжение следует...
Добавлено Гаура Кишором д.